MENU
Главная » 2011 » Март » 29 » Экология на высоких этажах.
11:06
Экология на высоких этажах.

Сейчас на рынке жилья класса «бизнес» в Москве подъем на один этаж увеличивает стоимость квадратного метра примерно на 30-50 долларов. Например, назначается базовая цена на уровне 3-го этажа, а на 23-м этаже цена квадратного метра станет уже на 1000 долларов больше. Спрашивается: за что платить такие деньги?!

Первый раз с большой высоты я любовался Москвой ещё в школьном возрасте, приезжая к отцу на работу, на 22-й этаж главного здания МГУ на Ленинских горах. Массивные кирпичные стены шедевра сталинского ампира и прочные металлические переплеты окон не оставляли сомнений в безопасности. Открывавшаяся панорама Москвы завораживала: стадион Лужники, где-то дальше золотой купол Ивана Великого, совсем вдали - Останкинская башня... и много - много голубого летнего неба с ослепительно-белыми облаками. Люди на земле - как муравьи, автобусы - как игрушечные. От всего этого невозможно было оторвать глаз.

Но бывает и по-другому. Намного позже, когда я приехал смотреть свою будущую квартиру на 20-м этаже дома в Ясеневе и захотел выйти на лоджию, предыдущим жильцам пришлось отодвигать от балконной двери комод, который служил им психологическим барьером между жилым пространством и «зияющей» пропастью за окнами.

Так что если читатель не боится высоты, то можно предложить ему подняться вверх по фасаду современного высотного жилого дома и посмотреть, как изменяются по вертикали экологические параметры окружающей среды и настолько принципиально это изменение, чтобы платить за него.

Во-первых, вид из окна

Открывающийся вид должен привлекать внимание и радовать взгляд, вызывать желание вглядываться и разглядывать. Чем больше видимое пространство и чем больше в нем деталей, тем выше психологический комфорт. И наоборот: вид из окон нижних этажей, выходящих во двор и смотрящих на серые глухие торцы соседних домов, угнетает психику, вызывает депрессию. Это то, что называется «видеоэкология». Не зря ведь человек украшает интерьер, насыщая его в зависимости от своих пристрастий произведениями искусства, декоративно-прикладными изделиями, привезенными из дальних стран сувенирами или другими милыми безделушками. Интерьер, лишенный этих деталей, напоминает унылый номер в гостинице, а не жилую комнату в доме. Так что чем выше расположена квартира, тем она видеоэкологичнее, особенно если вид из окон включает не только дома и улицы, но и озелененные территории - бульвары, парки, долины рек - территории, меняющие свои оттенки и состояния в зависимости от времени суток и погоды, по которым можно следить за сменой времен года. Поэтому вполне логично, что чем выше и, следовательно, чем богаче вид из окон - тем лучше и дороже.

Конечно, вас не будет радовать открывающийся из окна вид на сортировочную станцию железной дороги или производственные корпуса домостроительного комбината, но это редкий случай и за него денег не берут (хотя, «не факт»).

Во-вторых, соседи автомобили

Если жилой дом размещён не в центре утыканной трубами производственной зоны, а расположен на территории жилой застройки, где основной источник загрязнения атмосферы - автомагистрали и автостоянки, то однозначно, чем выше расположена квартира, тем чище воздух за окнами.

В целом по Москве автомобильному транспорту принадлежит около 80% всей массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Остальные 20% делятся примерно поровну между объектами теплоэнергетики и остальной промышленностью. На территории жилой застройки, расположенной вдали от ТЭЦ и заводов, относительный вклад автотранспорта в загрязнение атмосферы ещё больше. В выбросах автотранспорта содержатся такие токсичные вещества, как окись углерода, оксиды азота, сернистый ангидрид, сажа и около 40 видов углеводородных соединений (ароматических, полициклических, предельных, непредельных).

Существенно, что загрязнение выхлопами автомобилей происходит в приземном слое воздуха, где и наблюдаются максимальные уровни загрязнения. Насколько принципиальной может быть разница в чистоте воздуха между нижними и верхними этажами, можно судить из приведенных в этой статье рисунков. Они отображают результаты математического моделирования вполне конкретной ситуации загрязнения воздуха на территории жилого микрорайона, окруженного автомагистралями.

Моделирование выполнено в НИиПИ экологии города с использованием уникальных программных средств, позволяющих рассчитать распространение загрязняющих веществ в воздухе за счет динамической и термической конвекции, турбулентной и молекулярной диффузии. Это принципиально более точный и надежный способ расчета, нежели применяемый в массовой практике экологического сопровождения проектов стохастический алгоритм, известный как «ОНД-86».

Полный штиль. Загрязнение по вертикали

Наиболее неблагоприятными, или, как говорят «опасными», метеоусловиями для загрязнения атмосферы является штили. Поэтому сначала рассмотрим вертикальную структуру загрязнения при этом условии. Теоретически над однородной по своим физическим свойствам поверхностью скорость ветра при отсутствии горизонтального градиента атмосферного давления равна нулю. В реальных условиях такая ситуация не наблюдается, поскольку на определяемую общей циркуляцией атмосферы синоптическую ситуацию всегда накладываются более мелкие процессы циркуляции, индуцированные различием в степени поглощения солнечной радиации разными участками рельефа и городской застройки, процессами испарения и транспирации, наличием искусственных покрытий, особенностями теплового баланса зданий и сооружений.

Следует подчеркнуть, что штилевые условия на территории Москвы имеют повторяемость в среднем за год около 20% с максимумом в летнее время, когда жители города проводят больше всего времени на открытом воздухе. И именно при штилевых условиях создаются наиболее неблагоприятные условия для рассеивания загрязняющих веществ. Усугубляется это ещё и тем, что летом при штиле также создаются наиболее дискомфортные «перегревные» биоклиматические условия как на открытых пространствах так и внутри зданий, что заставляет население круглые сутки проветривать помещения через открытые окна, давая доступ внутрь квартир загрязненному наружному воздуху. Таким образом, моделирование микромасштабных процессов для штилевых условий чрезвычайно важно с экологической точки зрения.

Распределение выбросов СО от автомагистралей при штиле

На рисунке представлен результат моделирования микромасштабной термической конвекции, возникшей за счет разницы температур, а следовательно, размеров потоков явного и скрытого тепла между атмосферным воздухом и фасадами зданий, различными участками рельефа (с учетом характера искусственных покрытий и зеленых насаждений), включая прилегающую к территории проектируемого строительства застройку, УДС и другие территории.

На рисунке видно, как распределятся концентрации газообразного загрязняющего вещества (в данном случае - окиси углерода), когда горизонтальный градиент давления атмосферного воздуха у поверхности земли отсутствует. За счет термической конвекции загрязнение воздуха клубами поднимается вверх. Эти клубы днем возникают как над автомагистралями, покрытыми асфальтом и поэтому интенсивно нагревающимися на солнце, так и у южных фасадов зданий, получающих наибольшее количество солнечной радиации, поэтому также более теплых относительно других поверхностей в застройке. На срезах этих клубов видно, что максимальная концентрация загрязняющего вещества находится в их центральной нижней части. С высотой концентрация падает, причем быстрее, чем по линейной зависимости. За счет этого в зоне максимальной концентрации находятся низкие (до 5 этажей) здания и нижние этажи высоких зданий. Где-то на уровне 15-го этажа концентрация газообразных загрязнителей в 2 раза ниже, а на уровне 30-го этажа уже в 10 - 20 раз ниже, чем на уровне нижних этажей зданий первой линии застройки, прилегающей к автомагистрали.

Загрязнение по горизонтали

Другая характерная особенность загрязнения воздуха при штиле заключается в том, что основная масса загрязнителей скапливается над автомагистралями в формируемых зданиями первой линии застройки каньонами.

Распределение концентраций при штиле на разных высотах

На рисунке отображено горизонтальное распределение той же примеси на высоте третьего и тридцатого этажей. По этим рисункам легко понять, насколько лучше жить внутри микрорайона, ну или хотя бы, чтобы окна квартиры выходили не на улицу, а во двор, если она (квартира) расположена в доме на первой линии застройки.

Слабый ветер

Теперь посмотрим на пространственную структуру загрязнения атмосферы газообразной примесью в условиях слабого ветра. В нашей модели был задан южный ветер со скоростью 2 м/с, переносящий выбросы автомагистрали (проспект Маршала Жукова) на территорию жилой застройки. Результат модельного эксперимента представлен на рисунке. Видно, как атмосферное загрязнение дрейфует на территорию жилой застройки. Изоповерхности концентрации загрязнителя образуют что-то типа слоеного пирога, уклон слоев которого направлен от источника загрязнения вглубь микрорайона.

Распределение выбросов СО при слабом ветре

Категория: Покупка квартиры | Просмотров: 6088 | Добавил: Admin_Igor | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]