MENU
Главная » 2011 » Март » 6 » 4 шага по выбору риэлтора: как не ошибиться?
22:39
4 шага по выбору риэлтора: как не ошибиться?
4 шага по выбору риэлтора: как не ошибиться?Люди, имеющие опыт хождения по магазинам, хорошо знакомы с таким феноменом, как изобилие товаров. Однако стоит начать искать что-то конкретное, как тут же выясняется, что именно этого товара-то и нет. Или делаете заказ, или ждите, пока завезут.

С поисками грамотного риэлтора – такая же история. Предложений об услугах по покупке или продаже недвижимости – масса. Но кто сможет с первого знакомства определить: а действительно ли будет услуга выполнена качественно?

Один из лучших вариантов – обратиться к тому человеку, кого вам однажды или при случае порекомендовали. Однако и здесь имеются нюансы. Прежде всего, рекомендующий должен быть лично знаком вам – в противном случае десять к одному, что это разновидность рекламы. Чаты в Интернете забиты «добрыми советами», которые дают «благодарные клиенты». Так надо ли говорить, что этими клиентами являются либо сами рекламируемые, либо люди, находящиеся у них на зарплате?

Второй момент – у риэлторов есть специализация. Человек, прекрасно расселивший коммуналку на Арбате, может оказаться совершенно беспомощным при продаже дачи в Московской области. Поэтому, слушая восторженные отклики о том, как этот специалист сделал что-то, нужно внимательнее отнестись к тому, что же именно он сделал.

И, в-третьих, все меняется в этом мире, а люди — быстрее всего. Разве не случается, что риэлтор, бывший когда-то ясноглазым работягой, готовым целыми днями бегать ради своих клиентов, превратился в ленивого жадину. Как в старом анекдоте о продавщице, которая объясняет покупателям: «Доллары мы берем, а кофе у нас нет».

Так вот, вне зависимости от того, нашли вы риэлтора по рекомендации или воспользовались рекламным объявлением, следует все-таки навести кое-какие справки, Как о самом специалисте, так и об агентстве, в котором он служит. В век Интернета это несложно: сеть хранит огромное количество всякой информации, причем не только рекламные «агитки», но и довольно жесткий негатив. Почитайте, сопоставьте, подумайте…

Личное знакомство

Девизом этого этапа должен стать известный афоризм о том, что «слишком хорошо – тоже нехорошо». Иными словами, если ответы на все вопросы чрезмерно оптимистичны, это должно не обрадовать, а насторожить.

Например, риэлтор как человек должен производить хорошее впечатление. Однако если оно слишком хорошее, просто замечательное – что-то здесь не так. Не исключено, что единственное, что умеет этот работник – это производить хорошее впечатление. Можно по аналогии: брачные аферисты (обоего пола) – это люди, которые очень хорошо умеют нравиться.

То же самое с риелторскими вопросами и рекомендациями. Риэлтор мило улыбнется, услышав от продавца завышенную сумму, за которую тот хотел бы продать квартиру. Однако надо помнить, что сам риэлтор ничего не покупает – он только ищет покупателя. И чуда не случится: если цена оказывается слишком высокой, и продавец месяцами будет ждать «лоха-клиента». В итоге так ничего и не продаст и будет вынужден снизить цену. Согласимся, что риелтор, который изначально называет реальные деньги, не так приятен, но куда более полезен…

С прочими аспектами – сроками, юридическими нюансами и всем остальным – точно так же. Риэлтор – не волшебник, а специалист, действующий в реальных условиях. Тот, кто не обещает с три короба, по крайней мере, уже рекомендует себя как честного человека.

Отдельная тема – комиссия. Спрашивая о ней, очень хочется услышать сумму поменьше. Однако снова вспомним, что чудеса – это удел Деда Мороза. Сделка с недвижимостью – это месяца два кропотливой работы, причем из всей суммы заплаченной компании, агент получает лишь 35-40 процентов. Произведите эти простые вычисления и подумайте, стали бы вы лично бегать два месяца за 500-800 баксов? И нормальный агент не станет! Слишком «сладкая» цена – верный признак того, что риэлтор собирается «состричь» с вас что-то еще.

Наш друг Пиши-Читай
Следующий шаг – оформление юридических отношений с риэлтором, т. е. подписание договора. Обычно агентства имеют готовые бланки, которые предлагают просто подписать, мотивируя тем, что «все клиенты это делают» и «текст утвердил сам Генеральный директор!». Попадаться на эту удочку не стоит: по закону любой бланк договора является офертой, т. е. предложением. Вы вправе это предложение принять или не принять, или же предложить свои условия.

Изучая договор, нужно следить, чтобы он был, во-первых, конкретным. Суть оказываемых услуг, сроки, размеры комиссионных. С этим проблем обычно не бывает. Сложности, как правило, в том, что «во-вторых» — в «симметричности» договора. Обычно агентства пишут так, что «исполнитель обязуется» (и ни полслова о том, какое наказание полагается за невыполнение), тогда как каждый «прокол» клиента карается внушительными штрафами. Добиться в этом вопросе с агентством хотя бы паритета — задача сложная, но посильная.

Еще вопрос: что будет, если агентство что-то там делало, но результата не добилось? Некоторые риэлторы в таком случае уверяют, что клиент обязан оплатить их фактически затраченные усилия. Воля ваша, но человек умный не стал бы этого делать. Мне, например, на работе платят только за результат, и никогда – за потуги.

Если проявить определенную твердость духа (а денежные отношения вообще не для слабонервных), то добиться с агентством адекватного договора вполне возможно. Их (агентств) на рынке довольно много, и намек на то, что вы готовы подыскать кого-то посговорчивее, действует безотказно.

Контроль – тотальный!
Человек, как известно, отличается от прочих птиц тем, что если его не пнешь – не полетит. «Нашел исполнителя – и забыл о проблеме» – это, к сожалению, не про наш рынок. Проверять надо постоянно.

На первом этапе обеспокоиться вопросом
– что вообще что-то уже делается. Риэлторы (особенно в эконом-сегменте рынка, где комиссионные минимальны) ведут одновременно до десяти сделок, поэтому те клиенты, кто не напоминает о себе постоянно, рискуют оказаться на периферии сознания. Вполне нормально звонить в компанию дважды в неделю и спрашивать, как идут дела. Еще лучше – параллельно вести собственную работу. Летом прошлого года автор этих строк сам покупал квартиру – по заданным параметрам риелтор нашла мне три квартиры (все никуда не годились), я же сам нарыл шесть. На агента не в обиде – она организовала ипотечный кредит, вела переговоры с противоположной стороной. В общем, вполне отработала свою комиссию…

Когда сделка подходит к финишу, хорошо бы сосредоточить внимание на проверке юридической чистоты. Занимаются этим риелторы, вопреки их уверениям, далеко не всегда. Так что, расспрашивая, кто раньше жил в квартире, какие справки собраны, вы вынуждаете риелтора оторвать свое роскошное тело от стула и заняться делом. Не вынудите – не оторвет. Наконец, контролировать надо и деньги – за сколько покупаем, сколько в какую ячейку отправляется? Иначе тысяч 10 долларов (а, случается, и 50) незаметно «прилипнет» к чьим-то рукам. В ответ на такую «мелочность» агенты, конечно, будут шипеть и картинно закатывать глаза. Ничего, не графья, потерпят…

Что касается возможных конфликтов с риелтором, то главное средство уже описано: это грамотно составленный договор, не оставляющий места для двусмысленностей. Также недурно бы почитать законы, главный из которых – Гражданский кодекс. Обычно даже намека на то, что вы знакомы с ГК и знаете, в какую прокуратуру нужно писать заявление, бывает достаточно для установления атмосферы взаимопонимания.
Категория: Риэлтор | Просмотров: 1432 | Добавил: Admin_Igor | Теги: риелтор, Риэлтор | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]